Принц и днище

Посмотрел в рамках конкурсной программы ММКФ голландский фильм «Маттерхорн», легкое комедийное кино, на которое серьезному критику полагается кривиться свысока и задавать неудобные вопросы в духе: «Извините, а где здесь искусство, это же все-таки конкурс Международного московского кинофестиваля». Неудобные они потому, что на самом деле спрашивается совсем другое: «Почему вы показываете не то кино, которое я хотел бы посмотреть?»

 photo Matterhorn_zpse0852597.jpg

Как можно серьезно отвечать на такую претензию, не очень понятно. Впрочем, нынешний ММКФ традиционно окутан огромным количеством таких вот странноватых претензий. Например, на Kinote и Снобе выложена статья Вадима Рутковского, где автор рассказывает о том, как пошел на пресс-показ фильма «Другая жизнь Ришара Кемпа», ударился ногой об кресло, а на следующее утро проснулся весь в крови. Знаковая травма, говорит автор, потому что ММКФ же весь такой, он про сопротивление и преодоление.

«Маттерхорн» Вадим Рутковский считает «милым». В том смысле, что домохозяйкам понравится. Самому Рутковскому очевидно симпатично кино вроде грузинского «Беспредела», в котором много травмируют людей. Ничего не имею против чернухи, но господин Рутковский как-то уж очень склонен сообщать физическим травмам глубокий философский подтекст. Хочется надеяться, что это все просто шутка такая.

 photo Matterhorn-Screenshot01_zpsa210ad80.jpg

Забавно, что сценарий «Маттерхорна» местами удивительно созвучен с этой ситуацией вокруг ММКФ. В нем главный герой картины, повстречав в один прекрасный день странного бородатого мужчину с очевидными ментальными проблемами, пытается научить его жизни, а попутно оживает и сам, чем навлекает на себя гнев религиозной общины, в которой имеет несчастье состоять. Живой и эмоциональный фильм «Маттерхорн» (а также несколько других участников конкурсной программы, в которых был обнаружен признак комедии) вызывает у интеллектуалов похожую реакцию.

Хотелось бы оправдать все происходящее через банальную вкусовщину, ну не любят господа такое кино, ну бывает. Но разве можно этим оправдывать беспричинное хамство и требовательность отдельных товарищей? В конце концов, надо быть очень большим оригиналом, чтобы отказать «Маттерхорну» в хорошей актерской игре и умелой (пусть и довольно простой) постановке. Особенно выделяется талант исполнителя главной роли, актера Тона Каса, тонко построившего персонажа на мимике и жестах. Или вот мужчина, похожий на Роджера Эберта – дивный же.

Вообще, хочется похвалить кастинг на этой картине, потому что актерский ансамбль собрался очень цельный и сыгранный. Впрочем, какой бы замечательный актерский коллектив вы не собрали, нужно еще суметь внятно сформулировать задачу. Шутки в «Маттерхорне» могут показаться примитивными, но на самом деле такой юмор на полутонах очень сложно ставить и за успехом фильма стоит большая режиссерская работа, о чем не многие задумываются.

Зато поразительно много говорят о том, что фильм якобы пропагандирует толерантность к гомосексуалам, в чем не было бы, конечно, ничего страшного, но только это далеко не так. В отношениях двух главных персонажей картины при известном желании действительно можно увидеть соответствующие нотки (что скрывать, ключевая сцена в фильме – свадьба главных героев), однако следует учесть, что один из персонажей душевнобольной, а второму не хочется его расстраивать.

Да и нельзя сказать, что в Нидерландах проблема нетерпимости к геям актуальна. Тут же скорее история о человеке, ищущем себя. И речь идет вовсе не о сексуальной ориентации. Скорее о том, что жить надо здесь и сейчас, что надо самореализовываться, что общество не всегда лучше знает, как именно вам стоит прожить свою жизнь. Идеи, конечно же, банальные, но это не та ситуация, когда режиссер замахнулся на что-то великое, а в результате сел в лужу. Здесь режиссер точно знал, чего хотел, и хорошо выполнил свою работу. Да, это не искусство, но это по-прежнему кино.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Принц и днище: 3 комментария

  1. В следующей своей статье на «Снобе» Вадим Рутковский, кстати, пишет, что Альберто Мораис «…ММКФ, видимо, полюбил и приехал и в этом году с обаятельной камерной картиной «Портовые ребята»
    Ну да, обаятельной. Совсем что-то плох г-н Рутковский

  2. Домохозяйки эти чертовы еще и обеспечили «Маттерхорну» приз зрительских симпатий, между прочим

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>