Live from Detroit, Michigan, with a jam-packed crowd of 55 245 people

Мы продолжаем наше спорадическое вещание короткой заметкой о фильме «Убийство по контракту». Ультрадешевый, снятый за семь дней не самым удачливым режиссером Ирвингом Лернером, вышедший в том же 1958-м, что и гораздо более известная уэллсовская «Печать зла», этот нуар имел чисто теоретические шансы на то, чтобы пробиться к широкому зрителю — но всё же взял свое, пусть и не сразу: в 2009-м его наконец выпустили на DVD. Подготовкой издания руководила основанная Скорсезе компания The Film Foundation, и в комментариях сам Скорсезе признается, что «Убийство по контракту» повлияло на него очень сильно — до такой степени, что он собирался вмонтировать большой отрывок из фильма в свои прорывные «Злые улицы». Чуть позже в том же комментарии Лернер сравнивается с Годаром и Брессоном.

Самое интересное, что сравнение выглядит вполне обоснованным. В свой копеечный би-муви режиссер заманил более чем компетентных исполнителей: Винса Эдвардса, который за два года до того успел сняться в кубриковском «Убийстве», а в шестидесятых станет звездой; великого оператора Балларда, работавшего на том же «Убийстве» и, скажем, «Дикой банде»; композитора Боткина, ответственного за меланхоличный, простой и репетивный гитарный саундтрек. Экономно расходуя имеющиеся мелодии, Лернер создает общую обстановку расслабленности, а иногда и достигает сатирического эффекта, запуская, к примеру, сцену в оружейном магазине, украшенном нацистской символикой, под музыку, которая сгодилась бы для рекламы тура на Гавайи.

Из всего того, что принято ассоциировать с классическим нуаром, в «Убийстве по контракту» сохранились циничность, беспринципный герой и убеждение в том, что женщина обязательно подведет. Причем женщины, «непредсказуемые и ведущие род прямиком от обезьян», раздражают и внушают страх даже не поступками, а самим фактом существования; герой приходит в ярость, заметив следы помады на кофейной чашке, и тут же смахивает ее на пол.

От всего остального Лернер избавляется, сооружая собственную схему, в которой на каждую логическую дыру приходится своя симпатичная условность и стилевая новация. Здесь боссов зовут Mr. Moon и Mr. Brink, а Винса Эдвардса всю дорогу сопровождает комический дуэт из двух якобы гангстеров, которые должны проследить за тем, как он выполнит контракт. На выполнение отведено 18 дней, но бóльшую часть времени контрагент развлекается, озлобляя надзирателей; вообще, временнóе ограничение никакого напряжения не создает и используется как повод для шуток. В этом калифорнийском нуаре практически всегда светит солнце, тогда как улицы, против всякого реализма, пустынны.

Через год Лернер снимет еще один фильм с Эдвардсом, гораздо больше похожий на традиционный нуар «Город страха». Хотя оператором здесь числится тот же Баллард, а музыку писал Голдсмит, повторить успех не получилось. Приятная расхлябанность и необязательность предыдущего фильма ушла, оставив сюжет, в равной мере напряженный (условно) и идиотский (абсолютно точно), с такой вот завязкой: Винс Эдвардс бежит из тюрьмы, думая, что прихватил с собой контейнер с героином, а на деле в контейнере оказывается радиоактивный кобальт-60. Если «Убийство по контракту» к концу резко мрачнело, то с «Городом страха», пусть и против его воли, происходит обратное.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Live from Detroit, Michigan, with a jam-packed crowd of 55 245 people: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>